Эксперты Creative Global Talks рассказали авторам о работающих способах защиты, монетизации и реализации творческих идей
11 декабря 2020 года Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) инициировала дискуссию на тему «Цифровая трансформация авторского потенциала». В мероприятии, прошедшем на онлайн-площадке Creative Global Talks, приняли участие представители творческих профессий и IT-отрасли.
Эксперты обсудили текущую ситуацию в творческой сфере, связанную с безопасностью хранения и использования контента, и проанализировали ведущие digital-разработки, направленные на защиту, монетизацию объектов интеллектуальной собственности, а также привлечение инвестиций для реализации творческих идей.
Все участники дискуссии, представлявшие творческую среду, единогласно отметили, что их деятельность на протяжении долгого времени является уязвимой с точки зрения защиты своей интеллектуальной собственности. Проблема авторов и правообладателей многогранна: с одной стороны, используя традиционные методы хранения информации, работу можно похитить, а с другой – пока что у многих представителей творческой среды нет уверенности в том, что цифровые носители или иные способы хранения обеспечат защиту данных.
В итоге авторы и правообладатели оказались на распутье, что подтверждает композитор, музыкант, продюсер группы «A’STUDIO» Байгали Серкебаев:
«Когда-то я фиксировал все по старинке, на бумаге, были клавиры, сейчас это уже все ушло в небытие. Возможно, в бумажном виде произведения хранятся дольше – ноты или какая-то рукопись, которая, например, была 200 лет назад создана, до сих пор сохранилась на бумаге. Однако сейчас современные авторы подобные способы не используют, да и бумага может быть уничтожена.
Что касается иных вариантов хранения, то они тоже ненадежны: CD-диски, например, могут размагнититься, пропасть. Автора и правообладателя интересует ответ на главный вопрос – каким образом будет гарантирована безопасность хранения результатов творческого труда».
Над решением обозначенной проблемы работали ведущие специалисты в сфере IT и юриспруденции, представляющие различные сервисы-узлы распределенного реестра IPChain. В результате чего творцам было предложено несколько IT разработок, которые за время их существования уже доказали свою эффективность. В частности, речь идет о цифровых платформах n’RIS, IPEX, FONMIX, Co-Fi и самой сети IPChain.
Управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain, CEO IPEX Валерия Брусникина заявила, что объединяющая все сервисы сеть IPChain – «это открытая общественная сетевая платформа, которая позволяет управлять правами и объектами интеллектуальной собственности в цифровой среде».
«По сути, IPChain позволяет фиксировать наиболее значимые для всех участников рынка факты и отслеживать жизненный цикл объекта на любом этапе. Все действия, происходящие с объектом, заменить или фальсифицировать невозможно, потому что в основе IPChain лежит технология блокчейн», – дополнила она.
Один из узлов сети – сервис n’RIS – предлагает услугу депонирования объектов интеллектуальной собственности – фиксацию авторства. n’RIS решает ранее существующие проблемы, возникающие при фиксации авторства классическими методами: нотариус – отправка заказного письма или регистрация в авторских обществах. Сервис работает на электронной площадке, и все действия автор или правообладатель могут совершать самостоятельно.
Также в n’RIS отсутствуют какие-либо ограничения по количеству депонируемых работ, их может быть бесконечное множество, на каждый их которых пользователю выдается сертификат о депонировании. Это подтвердила участник встречи, певица, автор, правообладатель, и.о. Председателя Авторского Совета НЦИС и член Президиума Евразийской конфедерации обществ правообладателей (ЕАКОП) Ирина Видова-Молчан:
«Я уже попробовала площадку n’RIS, от которой нахожусь под большим впечатлением. Я регистрировала около 140 клавиров музыкальных произведений Олега Молчана, и на каждое из них я получила свидетельство со своим идентификационным номером.
Еще одним преимуществом сервиса является то, что несмотря на описание самого объекта интеллектуальной собственности, есть возможность загрузить непосредственно объект – фонограмму, клавир, фотографию или иной объект, которым ты обладаешь».
Для работы на сайте n’RIS используется электронная цифровая подпись – штамп даты и времени, имеющий одобрение Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, позволяющая зафиксировать дату и время заявления об авторстве, после чего хранение объекта интеллектуальной собственности осуществляется только в зашифрованном виде, чем обеспечивается ограничение доступа к нему третьих лиц.
«Для того чтобы передать объект интеллектуальной собственности третьим лицам и зафиксировать факт передачи, то есть иметь в дальнейшем возможность доказать, что данный объект был сделан вами и передан заказчику, в личном кабинете n’RIS всем пользователям доступна функция “шаринга” – фиксация факта передачи объекта интеллектуальной собственности, – поясняет коммерческий директор цифрового сервиса n’RIS Григорий Туринцев.
– Для того чтобы получить доступ к созданному пользователем объекту интеллектуальной собственности человек, открывая ссылку, указывает свои установочные данные. Таким образом, в распределенном реестре фиксируется факт доступа и минимальные установочные данные. Также такая схема работы впоследствии исключает споры, в которых идет речь о неполучении выполненного заказа или его непередаче».
Эффективность и простоту работы n’RIS также подтвердил музыкант, композитор, продюсер, художник, фотограф, режиссер театра и кино Стас Намин:
«Я спокойно пользуюсь n’RIS, потому что это просто – необязательно записывать клавиры, вместо этого можно загрузить запись. Например, сейчас Лондонский симфонический оркестр исполнил мою симфонию, в итоге я беру запись оркестра – даже партитуру необязательно ставить – и загружаю в n’RIS».
Регистрационные данные для входа на сайт сервиса n’RIS пользователь может использовать в качестве ключа и к другим площадкам. Например, к платформе IPEX.
«IPEX объединяет тех, кто создает контент и владеет им, а также тех, кто использует объекты интеллектуальной собственности. С помощью IPEX можно пополнять каталоги, искать новый контент и совершать сделки в различных юрисдикциях. IPEX автоматизирует процесс купли-продажи объекта.
С юридической точки зрения, IPEX – это техническая платформа, которая обеспечивает сделку, договор заключается напрямую исключительно между продавцом и покупателем, и для гарантии юридической чистоты реализованы все механизмы проверки сторон и объектов», – отметила управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain, CEO IPEX Валерия Брусникина.
Привлечение финансирования на творческие проекты возможно осуществить благодаря использованию краудлендинговой платформы Co-Fi.
«С одной стороны, авторы могут привлечь финансирование на любой проект, а с другой – инвесторы имеют возможность заработать. С учетом того, что каждый седьмой россиянин инвестирует на биржах, акциях, процесс инвестирования настолько прост, что он не требует специальных навыков. В России уже сформировалась армия инвесторов, которые могли бы проинвестировать творческие объекты авторов.
Краудлендинг позволяет каждой из сторон достичь своих целей с соблюдением всех норм законодательства», – рассказал операционный директор краудлендинговой платформы Co-Fi Виктор Максимов.
Последним, но не по значению, был представлен сервис FONMIX, который предоставляет услугу доставки озвучания фоновой музыки для бизнеса – кафе, торгового центра, ресторана.
«Для правообладателей сервис FONMIX ценен тем, что позволяет доставить контент сразу к пользователям, а также формирует отчетность по использованию каждого трека. ОКУПы, заключив договор с FONMIX, получают отчетность в электронном виде», – пояснил директор по digital-маркетингу FONMIX Георгий Олейник.
Каждый из представленных сервисов вызвал живой отклик представителей творческой среды: кто-то уже успел воспользоваться и оценить предлагаемые сервисами возможностями, а кто-то впервые узнал об их существовании. Так, автор песен, певица, телеведущая, Роза Зергерли и композитор, музыкант, продюсер группы «A’STUDIO» Байгали Серкебаев, ранее не слышавшие о подобных сервисах, заинтересовались ими.
Роза Зергерли отметила, что о подобных предложениях для авторов и правообладателях надо рассказывать активнее, и уже во время дискуссии отправила информацию о сервисах своим коллегам для ознакомления.
«Связаться с тем или иным композитором для сотрудничества бывает сложно. Такой сервис как IPEX поможет быстро найти автора и предложить ему совместную работу или купить какое-то его произведение. А сервис Co-Fi будет полезен с целью поиска источника финансирования, например, для организации зарубежного тура или концерта артиста», – заявила певица.
В комментарии по итогам обсуждения Байгали Серкебаев пришел к выводу, что данные сервисы могут помочь осуществить многие творческие планы, сделав их реальностью.
Презентованные цифровые платформы заинтересовали представителей творческой сферы, которые во время дискуссии активно задавали вопросы по существу работы сервисов: речь шла как об общей схеме работы, так и о юридических, технических аспектах. В рамках проведения одной встречи детально изучить каждый сервис не представляется возможным, в результате чего организатор и участники мероприятия приняли единогласное решение посвятить следующие выпуски Creative Global Talks данной теме.
Запись прошедшего обсуждения доступна на официальном YouTube-канале Creative Global Talks.
Пресс-служба ЕАКОП