Каждому времени — своя «Мелодия»

19.04.2019

Легендарная «Мелодия» отмечает 55-летие. Сегодня фирма не только бережно хранит свой бесценный архив, но и активно действует как звукозаписывающий лейбл, радуя слушателей свежими релизами. Обозреватель «Культуры» встретилась с генеральным директором фирмы Андреем Кричевским и PR-директором фирмы Кариной Абрамян в Калининграде, где в рамках Второго международного стратегического форума по интеллектуальной собственности IPQuorum 2019 прошла дискуссия «Мелодия 55. Роль лейбла в музыкальной индустрии».

культура: Какова сегодня роль «Мелодии» в музыкальной индустрии?

Кричевский: Оценивать роль своего лейбла довольно странно, по идее это должны делать люди со стороны. Потому что, если посмотреть по оборотам, мы вообще маленький лейбл; по влиянию — большой; по каталогу — огромный. Но мне кажется, что «Мелодия» — это скорее не лейбл, а явление, причем глобальное.

Мы ни с кем не конкурируем, а делаем ставку на классику. В России мы номер один, таких фирм, как «Мелодия», больше нет. Если говорить о конкуренции, то мы соревнуемся с топами вроде Universal Music Classical, который включает в себя лейблы Deutsche Grammophon, Decca и ECM. Когда говоришь, что ты из «Мелодии», с тобой рады встретиться даже первые лица. Вот и все.

Абрамян: Нам часто задают вопрос, почему мы сосредоточились на классике. Это музыка, которая понятна без слов. В России наш рынок довольно узок и постоянно сокращается. Сегодня мы активно продаемся в Европе и Азии. И конечно, западного потребителя больше интересует классика, причем русская. Нам прямо говорят: ребята, не надо издавать Моцарта, Листа, Шуберта, у нас этого и так достаточно. Поэтому мы выпускаем Шостаковича, Рахманинова, Александра Чайковского. И безусловно, от нас ждут записей отечественных исполнителей. Мы национальный бренд, и это дает нам возможность конкурировать на мировом рынке.

культура: А не было мысли сделать два разных направления: классическое — для западного рынка, и для отечественного потребителя, где, помимо этого, была бы представлена советская эстрада, популярная музыка?

Абрамян: Мы беседуем на форуме, где обсуждаем интеллектуальную собственность. И мы не случайно здесь представлены. Когда мы делаем тот или иной релиз, то сначала просчитываем и выплачиваем все авторские вознаграждения. Если в альбоме в среднем 15 треков, то издать его довольно дорого. Поэтому детские сказки и эстраду мы издаем в основном в цифровом формате, причем там у нас очень лояльная ценовая политика: 149 рублей за альбом, какие-то альбомы доступны и вовсе по 99 рублей.

Сейчас мы запускаем пилотный проект, и в ближайшее время на виниле появятся Анна Герман, Муслим Магомаев. Но, безусловно, упор делаем на классический ассортимент, потому что наша русская исполнительская школа — это хай-класс.

культура: То есть вы полагаете, что у винила есть будущее?

Кричевский: Есть, конечно. Моя позиция такова, что, покуда человеческий род не вымер и не перешел в какое-то новое качество, мы все равно будем любить материальные предметы. Хотя сам я слушаю музыку, к сожалению, только в цифре, просто потому что иначе не успеваю. Для меня главное, чтобы музыка была правильной. Например, команда «Мелодии» сделала для меня подарок — плейлист в iTunes «По прочтении «Степного волка» Германа Гессе», и я с радостью слушаю Баха, Регера, Моцарта, Бетховена, Генделя…

культура: Насколько фирма страдает от пиратства?

Кричевский: Периодически. Но в музыке пиратство не так сильно развито, как в кино. Это не те масштабы, которые могут сильно навредить нашему бизнесу.

культура: Андрей Борисович, помимо «Мелодии», Вы руководите ассоциацией IPChain. На Ваш взгляд, возможно ли победить проблему пиратства?

Кричевский: Можно, если предложить более эффективную бизнес-модель. Сейчас своего потребителя пиратство ищет преимущественно через поисковики. Мир сильно ускорился, никто больше не ходит на конкретные сайты. Если хочется что-то послушать, человек забивает название трека или исполнителя в поисковике, а потом проходит по ссылке. Соответственно, чтобы побороть пиратство, нужно договориться с поисковиками, чтобы они перестали показывать пиратские ресурсы в виде ссылок поисковой выдачи. Им это невыгодно, потому что чем выше трафик, тем больше рекламы, а в итоге — денег. Мы сейчас пытаемся предложить другой подход: делаем для поисковиков «white-list», то, что лицензировано, и просим убрать все остальное. Трафик, безусловно, перенаправится на лицензированные сайты. Дальше — в идеале — эти сайты должны делиться прибылью с поисковиками, а их степень готовности пока неочевидна. Правда, пока обсуждали это только с литературными ресурсами, а не с музыкальными. С музыкальными сложнее, потому что сервисам-гигантам — iTunes, Google — пираты не слишком мешают. Они нашли своего покупателя, их все устраивает.

культура: Если удастся договориться с поисковиками, то это нанесет серьезный урон по пиратству?

Кричевский: Конечно. Если сейчас сделать white-list, как мы предлагаем, то пиратство на довольно приличное время отомрет. Найдут ли они другой заход? Конечно, найдут, технологии развиваются. Но те год-два, что у нас будут, дадут и нам определенный задел. Но самое главное, ментальность начнет меняться, люди очень быстро отвыкают. Как только они десять раз не найдут пиратскую ссылку, они забудут о том, что это имело место. И дальше пиратам надо будет заново маркетинг выстраивать.

культура: Насколько в нынешних реалиях выгодно издавать бокс-сеты, которыми славится «Мелодия»?

Абрамян: Бокс-сеты — это хороший продукт, а одинарные диски, с точки зрения продаж, менее выгодны. Перед тем, как продукт выйдет на рынок, мы выплачиваем авторские вознаграждения, рассчитываемся с типографией за полиграфию и с заводом-изготовителем мастер-дисков. А прибыль с продаж мы получаем гораздо позже.

Кто обычно покупает бокс-сеты? Коллекционеры, эстеты и меломаны. Это явно те люди, которые не будут закачивать пиратскую копию непонятно какого качества. Им важен звук, полиграфия, буклет, который, кстати, для дорогих бокс-сетов мы готовим на четырех языках. И хотя это достаточно дорогая история, мы всегда найдем тысячу человек в мире, у которых будет желание и возможность потратить на это деньги.

культура: Если бы вас попросили выбрать лучший бокс-сет, что бы назвали?

Кричевский: Конечно, «Рихтера».

Абрамян: Полностью согласна. Наш последний «Рахманинов» тоже хорош, но все же «Рихтер» вне конкуренции. Кстати, для этого бокса наши дизайнеры придумали специальную коробку: крышка открывается, а внутри стилизация под рояль. Жаль, не успели запатентовать. Потом Филипп Киркоров, выпуская свою антологию из 10 дисков, взял за основу этот бокс, и даже показал его в шоу Ивана Урганта. Вот такая связь получилась между Рихтером и Киркоровым.

культура: За семь лет оцифровано более 80 или даже 90 процентов архива студии. Какие находки удалось сделать? Есть ли что-то особенно ценное?

Абрамян: В нашем архиве до сих пор много неожиданных находок, мы даже между собой в шутку называем себя «искателями жемчуга». Сейчас мы готовим небольшой бокс (10 дисков) к юбилею Марии Юдиной. Только недавно мы издали диск Сергея Доренского, профессора Московской консерватории, учителя Николая Луганского; Дениса Мацуева, Екатерины Мечетиной; запись Барбера, которую он сделал в 60-х годах, долго лежала на «Мелодии», теперь этот раритет доступен широкому слушателю. Сейчас готовим диск, посвященный юбилею Эдисона Денисова. У нас хранилась запись репетиции, где Денисов общается с Геннадием Рождественским. Мы ее расшифровали, перевели для буклета на английский язык и также включили в издание. Интересно же, как великий композитор общался с великим дирижером.

культура: Гостиная «Мелодии» стала одной из самых популярных на форуме. У этого есть какая-то экономическая подоплека?

Абрамян: Мы не ставили никаких бизнес-целей, а совместно с Союзом композиторов России реализовали культурную программу. Рады, что гостям наша лаунж-зона пришлась по вкусу.

Кричевский: Действительно, изначально никаких целей не было, но в итоге нашли классный формат, который можно интегрировать в любое мероприятие.

культура: Одним из символов форума стал Змей Горыныч. Не расскажете почему?

Кричевский: На Санкт-Петербургском культурном форуме у ассоциации IPChain стоял экран, на котором плавал наш логотип. Можно было посмотреть сайт, попробовать — как работает сеть, какие объекты в ней уже представлены. Люди подходили и спрашивали: «А что это у вас за печеньки?» Так они читали наш логотип. В итоге решили выпустить печеньки IPChain. А дальше вспомнился знаменитый мем — «Переходи на темную сторону, у нас есть печеньки». Это же относилось к «Звездным войнам». Нарисовали Дарта Вейдера. Но это вражеский герой, не наш. Мы его переделали в Кощея Бессмертного. Персонаж вышел чересчур толерантным, в трико. Тогда мы вспомнили про Горыныча. Ведь три головы лучше, чем одна. Но есть еще смысл, который реально относится к интеллектуальной собственности. Она же делится на три сферы: это авторские и смежные права, средства индивидуализации и промышленная собственность.

культура: Записаться на «Мелодии» считалось престижным для любого артиста. Насколько активно сегодня идет работа?

Абрамян: Сегодня мы записываем на разных площадках, в основном в Большом зале Московской консерватории и в студии «СинеЛаб». Осенью этого года попробуем еще «Зарядье».

культура: «Мелодия» активно привлекает к сотрудничеству молодых исполнителей. По какому принципу отбираете?

Абрамян: Прекрасные Александр Рамм, Лукас Генюшас, Дмитрий Маслеев, Айлен Притчин — это пул наших исполнителей. Критерием является высокое мастерство исполнительской школы и интересная программа. Например, с Сашей Раммом мы записали Бриттена, теперь этот альбом — его визитная карточка. Сейчас с Юрием Фавориным планируем записать цикл «Годы странствий» Листа, это будет live-запись полного цикла — задача тяжелейшая для исполнителя. Конечно, мы не можем записывать всех, кого бы хотели, потому что запись тех же оркестров требует иного финансирования, которого у «Мелодии» просто нет.

культура: Каким бы вам хотелось видеть будущее «Мелодии»?

Абрамян: Я бы сказала так: от добра добра не ищут. Слава Богу, что «Мелодии» удалось сохранить архив, потому что это действительно наше национальное достояние. И если в том формате, в котором сейчас работаем, мы сохраним движение вверх, этого уже будет достаточно.

Кричевский: В конкретном случае и на сегодняшний день, сохранение — лучший способ развития.

Источник новости