Интервью председателя Кыргызпатента информационному агентству Таzabek
Tazabek — За годы работы пару раз сталкивался с тем, что к нам обращались для получения патента на создание вечного двигателя. — Об этом в интервью Tazabek рассказал глава Кыргызпатента Досалы Эсеналиев.
В интервью глава ведомства также рассказал о видах изобретений, о стоимости патентирования, послаблениях для некоторых людей с ограниченными возможностями, а также о всей работе с изобретениями и изобретателями, который ведет госорган.
– С какими видами изобретений к Вам чаще всего обращаются?
– Заявки на получение патента в области изобретений подают чаще всего на устройства, конструкции, на способы лечения, приготовление или обработку, вещества, композиции, обычные смеси, строительные вещества. В основном это техническая сфера, медицинская, в области механики. Много заявок подают ученые в области медицины и инженерных направлений.
– Какова возрастная составляющая среди подающих заявки?
– Разная. У нас были зарегистрированы изобретения и от учеников школ, они совместны со взрослыми учеными со Славянского университета подавали.
Есть способные ребята, которые представляли свои изобретения и получали патенты на них. Вы знаете, есть республиканская детская юношеская инженерная академия «Алтын Туйун». Их воспитанники тоже подавали и получали патенты. В целом, есть изобретатели молодые среди школьников, студентов. А в основном это представители научного мира: ученые, академики, профессоры, аспиранты.
– Какое из изобретений вызвало у Вас улыбку, или может, удивление?
– Многие встречаются с попытками подачи заявки на патент. Это те, кто пытался изобрести вечный двигатель. За годы работы я пару раз сталкивался с таким.
– Как проходит процесс рассмотрения заявок, вся процедура?
– Процессы на сегодняшний день бывают разные. Раньше заявителям необходимо было приходить непосредственно в наш орган. В прошлом году мы запустили автоматизированную систему подачи заявок. Всю документацию теперь заявители могут подать через эту систему с оформлением, эту систему мы запустили в рамках проекта «Таза коом».
Мы долго к этому готовились и сейчас эта программа уже запущена и работает. Абсолютно все заявители на все объекты интеллектуальной собственности и по товарным знакам, и по патентам, и по авторским правам могут подавать через автоматизированную систему заявок. Единственное, у многих отсутствует электронная цифровая подпись, поскольку данная система только внедряется. Также они могут подать заявку, а затем прийти и подписать. Самое главное, процесс пошел и потребители могут пользоваться данной системой.
В основном обращаются непосредственно в офис. Вся информация относительно документов и об условиях подачи заявки имеется на сайте на кыргызском и русском языках, и частично на английском. Или же они могут получить полную консультацию в офисе. На первом этаже здания есть консультационный кабинет, где заявители могут ознакомиться с перечнем документов и образцами подачи заявок.
– Можете озвучить, какие основные документы должен подать заявитель? Допустим, приехал человек из сельской местности, и он не знает про существование сайта, единственное, он знает, что есть такой орган, который патентует изобретения. Какие первоочередные документы он должен предоставить, чтобы рассмотрели его заявку?
– В первую очередь это заявление, чертежи, описание должно быть четким, если есть формулы, а в дальнейшем уже в зависимости от сферы изобретения возникают сопутствующие документы, возможно, рефераты, статьи, выступления, доклады и т.д.
– Регистрация и все эти процессы платные?
– Регистрация платная, точнее говоря, это пошлина, которая установлена правительством — 12 тыс.сомов. Но для студентов, школьников, ученых и представителям НИИ предусматривается скидка, они платят только 10% от всей суммы, то есть 1200 сомов. Также представителям малоимущих семей, участникам ВОВ или приравненным к ним, людям с инвалидностью, сиротам при предоставлении необходимых документов предусматривается бесплатная регистрация.
Сумма регистрации не зависит от направления изобретения, это четко установленная правительством пошлина.
– Какой срок рассмотрения поданных заявок?
– Самый минимальный срок 6-7 месяцев. За этот период проходит формальная экспертиза, то есть проверка соответствия предоставленных документов. Затем идет основная экспертиза самого изобретения. У нас в органе есть множество экспертов по всем направлениям, которые будут рассматривать объект. В целом, начиная от формальной экспертизы до получения патента срок составляет до 12 месяцев. Каждый месяц у нас выходит вестник, в котором мы публикуем изобретения, прошедшие весь процесс экспертиз, и правообладатели получают патент.
– Вы ведете статистику или мониторинг среди изобретателей?
– Мы стараемся вовлечь их в дальнейшую реализацию идей. Также мы проводим много обучающих семинаров, тренингов именно для коммерциализации их объектов, то есть где и каким образом они должны представлять свои изобретения. Кроме того, мы запускаем специальный реестр, которым интересуются наши бизнес-партнеры, также представители промышленных кругов. Мы координируем их с изобретателями, чтобы они могли партнерствовать.
Ежегодно мы проводим конкурсы на лучшие инновационные проекты, в котором могут участвовать только те, кто у нас получил патент на свое изобретение. Через конкурсную комиссию они проходят несколько этапов и победители конкурса получают грантовую поддержку. В 2015 году у нас было 3 проекта, из которых 2 мы недавно презентовали. Один проект в области медицины, а другой в области энергетики — мини-ГЭС.
Грантовая сумма зависит от самого проекта, конечно, это не такие крупные суммы, условно может составлять 100 тыс.сомов, были также проекты за 800 тыс.сомов, и даже за 1,5 млн сомов.
У некоторых из них уже есть опытные образцы, сейчас они в поисках инвесторов. У одного из них уже есть заказы. В виде брошюр мы презентуем проекты на тех же встречах, семинарах для партнеров и потенциальных инвесторов.
Есть единичные случаи, когда продукция на основе отечественных изобретений запускается в странах СНГ.
– Были ли спорные моменты, когда Вы не пропускали изобретения и не выдавали патент? Обращались ли в суды?
– В отдельных случаях бывает такое, что комиссия отказывает, но опять таки на основе доказательств. Поскольку бывают такие случаи, что те изобретения, которые представляют заявители, уже существуют. Громких спорных вопросов не было, мы им объясняем на основе доказательств, и они сами понимают. Однако, если они все-таки недовольны решением комиссии, то могут обратиться в апелляционный совет с претензиями. До такого еще не доходило дело.
– Расскажите о сотрудничестве с российской ассоциацией IP Chain.
– Кыргызпатент является членом евразийской конфедерации обладателей прав. Этот совет был создан на основе структур в области интеллектуальной собственности стран СНГ. Главная цель — сотрудничество и совместное представление в международных организациях и, конечно же, помощь. Сейчас время цифровой экономики, естественно, все технологии бурно развиваются, учитывая даже, что мы не успеваем за терминами. На сегодняшний день век цифровизации все перевернул, естественно, все должны приспосабливаться, в частности, в области интеллектуальной собственности, так как она во всем мире охраняется. И если права правообладателей будут нарушены, это карается законом. В рамках Парижского союза, Сингапурского договора страны берут обязательства и для того, чтобы не было беспорядочности в данной области, создаются центры обработки и хранения. Есть проект в России, где будет проходить транзакция прав в области интеллектуальной собственности. Мы только изучаем эту среду. Необходимо ввести информацию в банк данных, который мы имеем, чтобы и наши отечественные изобретатели могли использовать другие возможности. Это площадка, созданная такими организациями как Российское авторское общество (РАО), Автоматическая идентификационная система (АИС). И теперь евразийская конфедерация предлагает нам воспользоваться данной возможностью. Мы же в свою очередь в процессе изучения.
– Расскажите о проекте создания технопарков совместно с Академией наук, который обговаривался недавно?
– В рамках проекта «Таза коом» у правительства есть задача по созданию технопарков в классическом варианте, где резиденты — ученые или бизнесмены могут реализовать свои идеи.
Такой способ используют технопарки, созданные в университетах или научных учреждениях, коротким путем реализуются идеи, предложенные учеными. Министерство образования проводит работу по этому направлению совместно с Академией наук. Мы хотим оказать методологическо-консультационную помощь и в поисках инвесторов, в частности, грантов для создания технопарков. Мы привлекали специалистов из Эстонии, с эстонской патентной организацией у нас есть тесные связи. Мы уже несколько лет работаем с ними, учитывая, что Эстония имеет хорошие показатели в реализации инновационной политики, у них мощный технопарк при Таллинском государственном университете на 12 гектарах земли — большой и с потенциалом. Мы рассматривали возможность наличия таких же технопарков и у нас в Кыргызстане. Их специалисты именно с этой целью посетили Кыргызстан.
Проект Академии наук в области создания технопарков требует инвестиций в 300 млн сомов, т.е нужны большие вложения, естественно, правительство не может выделить сейчас такую сумму, поэтому мы ищем другие источники. И для того, чтобы не ждать пока инвесторов, мы запустили конкурс по созданию технопарков при университетах. Конкурс был объявлен в прошлом году, а итоги подвели в январе 2018 года, результаты комиссии мы поддержали и определили 3 победителей. Это КТУ, КГУСТА и ОшТУ. Эти университеты являются специальными, работают по отдельным направлениям, и по этим направлениям они будут разрабатывать проекты. На это Кыргызпатент будет выделять небольшие денежные средства. Университеты будут участвовать со своими зданиями и человеческими ресурсами, т.е учеными. И в первый год мы будет их поддерживать, чтобы были реализованы небольшие технопарки именно при университетах, специализирующихся в технической области. В феврале заключаются договоры по условиям предоставления грантов. И этим университетам мы будет предоставлять гранты до 2 млн сомов, также они будут вводить свое софинансирование, с марта до конца года они поэтапно будут запускать технопарки.
– Какие сферы не могут обращаться за патентами?
– Открытие — это не изобретение, то есть могут обращаться только те, кто изобретает что-то новое, уникальное, также не считаются математические методы, формулы, условные обозначения, алгоритмы, внешний вид изделий и статистические данные, программные обеспечения для компьютеров. Они могут быть объектами авторского права.
Если по-простому, например, художник нарисовал картину, и его картина является объектом авторского права.
26 апреля — Всемирный день интеллектуальной собственности, и в этот день мы вручаем правительственные награды лучшим изобретениям, лучшему изобретателю, также лучшему обладателю товарного знака, партнерам, которые с нами сотрудничают в области интеллектуальной собственности и лучшие молодые изобретатели. На данный момент идет прием заявок до 1 апреля, затем мы рассмотрим и подведем итоги.
В сфере бизнеса то же самое. Например, сейчас практически у всех продукций должен быть товарный знак, который должен быть защищен. Если первый владелец зарегистрирует, то другой уже не сможет использовать данный товарный знак. И этот знак будет внесен также в АИС и во всем мире данный знак будет в системе. Например, есть товарный знак Coca-Cola, никто не имеет права его использовать под свой бренд. Таких знаков у нас зарегистрировано 10 тыс. отечественных и 40 тыс. международных. Это помогает бизнесу расшириться. Например, кто знал 10 лет назад про «Шоро»? А сейчас мы все знаем «Шоро» как бренд. Товарные знаки — это уже более коммерческая сторона, регистрация товарных знаков стоит 35 тыс. сомов. Таким образом, наш орган максимально охраняет товарный знак предприятия или фирмы, зарегистрировавшего его. Товарные знаки тоже проходят через экспертизу, срок занимает до 12 месяцев. Прохождение экспертизы и патентование товарного знака является добровольным, чтобы защитить себя от плагиата и утвердиться на рынке.
Источник – www.patent.kg