Власть переделят на цифру
Трансформация программы «Цифровая экономика» в нацпроект, заточенный под реализацию майского указа президента, будет сопровождаться реформой ее управления. Как дал понять глава нового Министерства цифрового развития Константин Носков, государство намерено перехватить ведущую роль у бизнеса и активнее вмешиваться в процесс. Изменится и расклад сил в правительстве: Минцифры переделит полномочия с Минэкономики и внедрит «агентов цифровых изменений» в статусе замминистра в восемь ключевых министерств — соответствующее распоряжение уже утверждено премьер-министром.
Будущее программы стало вчера предметом конференции «Цифровая экономика Российской Федерации: задачи и перспективы» в Аналитическом центре при правительстве. С момента запуска программы в 2017 году в стране изменился политический ландшафт, отметил глава Минцифры Константин Носков: у программы появился куратор — вице-премьер Максим Акимов, лично ответственный за ее реализацию и наделенный полномочиями вмешиваться в решения всех министерств. Новое для Белого дома Минцифры также намерено работать активнее, чем Минкомсвязи, запускавшее проект. «На первом этапе большая часть полномочий и ответственности была возложена на бизнес — это хорошо, но министерству надо больше вовлекаться в планирование и реализацию программы»,— подчеркнул господин Носков (тем более что процесс переходит в стадию бюджетного планирования). Усилить влияние ведомства должно и введение должности замминистра по цифровому развитию в восьми ключевых министерствах, включая Минстрой, Минобразования, Минздрав, Минэнерго и Минтранс,— поручение об этом уже дал глава правительства. Кандидатуры этих «агентов изменений» или CDO (Chief Digital Officer) будут согласовывать Максим Акимов и Минцифры, пояснил министр.
Ведомство господина Носкова возьмет под контроль и информатизацию органов власти: расходы на это будут осуществляться «только по отмашке министерства».
Сама программа «Цифровая экономика» трансформируется в новый нацпроект в соответствии с майским указом Владимира Путина. Напомним, речь идет о цифровизации приоритетных отраслей экономики и соцсферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру и финансовые услуги. Впрочем, какие именно направления дополнят действующие пять (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность), пока не определено. По словам первого замглавы проектного офиса программы Владимира Месропяна, можно ожидать появления направления по госуправлению и оказанию госуслуг, а решения о включении в план отраслей будут приниматься по результатам дискуссий с бизнес-сообществом и ведомствами. «Для каждого направления нужно проработать конкретный набор инициатив, определить, какие у нас приоритеты, во что мы верим и готовы вложить деньги»,— пояснил господин Месропян. Только после этого наступит фаза обсуждения финансово-экономических обоснований, которые лягут в основу бюджета на 2019 год и внебюджетных планов. Итоговая версия программы должна быть представлена на рассмотрение президентского совета по приоритетным проектам до 1 октября.
Внутри Белого дома Минцифре предстоит раздел полномочий с Минэкономики, курировавшим нормативное регулирование в рамках программы. По словам господина Носкова, некоторые договоренности по этому поводу уже есть, но озвучивать их ведомство пока не готово. «Даже если Минэкономики продолжит заниматься направлением, роль Минцифры во всем процессе увеличивается»,— пояснил “Ъ” господин Месропян. В самом же Минэкономики промежуточные результаты программы оценивают весьма позитивно. По словам замглавы ведомства Саввы Шипова, главным риском на старте была возможность «заняться иллюзиями». «Если бы чиновники пошли по этому пути сами, они бы пришли не туда. А тут свою роль сыграл бизнес»,— отметил он. По словам господина Шипова, приоритетом в регуляторике останется формирование единой цифровой среды доверия, поддержка «передовых» компаний за счет налоговых льгот, выстраивание системы электронных архивов и документооборота — и определение правил использования «больших и малых данных» и цифровых финансовых активов. Здесь, как и в организации ведомственных процессов, регулировании госуслуг, цифровизации контрольно-надзорной деятельности и использовании big data Минэкономики будет тесно сотрудничать с Минцифрой, пояснил Савва Шипов.
Работу же с бизнесом новый регулятор планирует переформатировать, дал понять Константин Носков. Когда глава АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир выразил надежду, что диалог сохранится и «бизнесу будет отведена не меньшая роль», министр заявил, что рассчитывать на это не стоит. По его словам, бизнес сохранит приоритет в действующих пяти направлениях, но в социально значимых отраслях — здравоохранении и образовании — министерство намерено «верифицировать планы с точки зрения защиты интересов граждан» и больше прислушиваться к потребителям, а не к бизнесменам. «Не надо бояться иллюзий. Нужно тонко пройти по грани между регулированием, защитой данных, но не зажать новые процессы»,— подчеркнул он.