В памяти учеников и коллег. К 100-летию советского и армянского композитора Эдуарда Мирзояна

25.05.2021

Май – апогей весны, который столетие назад подарил миру великого композитора, педагога, общественного деятеля Армении и СССР Эдуарда Михайловича Мирзояна.

Яркий представитель знаменитой музыкальной «пятерки», в которую входили Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян и Эдуард Мирзоян. Двоих представителей творческого, музыкального и дружеского квинтета мы особо вспоминаем в этом году – 100 лет назад родился композитор Арно Арутюнович Бабаджанян и спустя несколько месяцев на музыкальном Олимпе взошла еще одна звезда – Эдуард Михайлович Мирзоян.

эдвард-мирзоян

Эдуард Михайлович прославил классическую музыкальную школу, создав немало произведений, отличительной чертой которых стала драматическая направленность и психологическая глубина, яркость лирических образов, жанрово-тематическая связь с народной музыкой. Однако ни одно произведение, каким бы гениальным оно ни было, не скажет о человеке больше чем его окружение и ученики.

Человеческие качества обогащают образ мастера, дополняя его и выделяя истинно важное. Так, по воспоминаниям многих людей, лично знакомых с Эдуардом Мирзояном, он был истинным интеллигентом с огромным сердцем, которое болело о каждом музыканте.

Как рассказывает генеральный директор общественной организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами «Армавтор» (организация – участник ЕАКОП) Сусанна Нерсисян, он был добрейшим, интеллигентнейшим человеком, с ним было просто общаться. Это истинная ценность и талант умного человека – быть хорошим собеседником, в минуты диалога с которым ты ощущаешь себя равным и запоминаешь эти мгновения на всю жизнь.

«С Эдуардом Михайловичем Мирзояном я была знакома по работе. Для меня была великая честь сотрудничать, беседовать с ним. Он писал прекрасные произведения в разных жанрах, которые звучат и в наше время не только на территории Республики Армения, но и за ее пределами. В общении он был простым, с юмором. Кроме того, он меньше всего заботился о себе – он постоянно думал о своем собеседнике, о наших композиторах. Он делал все, чтобы Союз композиторов Армении процветал, – вспоминает Сусанна Нерсисян. – Я до сих пор хочу, чтобы мы все были похожи на Эдуарда Михайловича – он был удивительный человек».

Если в памяти коллег Эдуард Михайлович остался величайшим профессионалом, то для его учеников он был больше чем руководитель: он – старший товарищ, прекрасный друг, который мог мудрым афоризмом сформулировать ответ на вопрос так, чтобы спрашивающий сам находил выход из казалось бы неразрешимой ситуации. Это дорогого стоит. Невозможно перечислить всех его воспитанников – это плеяда музыкальных талантов, достойных своего учителя учеников.

Так, наставником и другом по жизни он стал для народного артиста Армении, профессора Ереванской консерватории, композитора и пианиста Мартина Цолаковича Вартазаряна.

«Первая встреча с Эдуардом Михайовичем произошла, когда мне было 10 лет – он учил меня стрелять из детского пистолета. В то время я с матерью и отчимом, прекрасным человеком и талантливым музыкантом – первым скрипачом квартета имени Комитаса и основателем квартета имени Комитаса Аветом Карповичем Габриэляном – жил в Москве. Авет Карпович подарил мне пистолет, и я учился стрелять из него в коридоре. Эдуард Михайлович Мирзоян, Арно Арутюнович Бабаджанян, Адам Гегамович Худоян тоже в это время были в Москве. Эдуард Михайлович пришел к нам, увидел у меня пистолет, и начал учить стрелять, потом эстафету перенял Арно Арутюнович. Я запомнил нашу встречу на всю жизнь», –рассказывает Мартин Цолакович.

«Позже, когда я решил посвятить себя музыке, я вновь встретился с Эдуардом Мирзояном уже в качестве студента. Он был удивительным педагогом, не учил нас в обычном понимании этого слова, он направлял и прививал интерес к народной музыке», – отмечает Мартин Цолакович.

Основу образования, помимо классики, Эдуард Мирзоян видел в национальной музыке. Он считал, что ученик должен уметь проявить себя в той или иной мелодии, должно сформироваться чувство гармонии, чувство фразы, построение перехода от фразы к фразе.

Не менее ценно и трогательно отношение Эдуарда Михайловича к молодым музыкантам. Он всей душой поддерживал юные дарования, несмотря на критику со стороны. Например, когда ему говорили о том, что произведение конкурсанта не самого высокого уровня, он неизменно парировал:

«Пока композитор не услышит исполнение своего произведения, он не поймет в чем он не прав, и эту возможность ему нужно предоставить». Здесь важным будет упомянуть еще одно высказывание композитора, ставшее афоризмом: «Если ты можешь помочь –помоги, если не можешь помочь – опять помоги».

Также Эдуард Михайлович приветствовал новаторство в музыке, он говорил:

«Музыка без образа, который возникает у слушателя– просто собрание звуков. Если стоит задача сделать собрание звуков и этим удивлять – это твое дело, но ты должен не только сам понимать, но и твой замысел должен быть понятен. Должна быть логика построения даже в самом алогичном произведении. Везде должна быть своя логика, и это будет твоя логика, которая сделает твое произведение узнаваемым».

Отдельной главой жизни Эдуарда Мирзояна стал Дом творчества композиторов в Дилижане, который в советское время был местом встреч известных всему миру музыкантов, а также уголком уединения для творческой работы. С 2013 года Дому творчества композиторов в Дилижане присвоено имя Эдуарда Мирзояна.

В честь празднования юбилея композитора в Республике Армения проходит немало праздничных мероприятий, интерес к которым говорит о том, что почитатели таланта композитора помнят его и делают все для того, чтобы его музыка жила как можно дольше и вдохновляла современных исполнителей на новые творческие свершения.

Пресс-служба ЕАКОП