Эксперты обсудят преимущества Пекинского договора для рынка интеллектуальной собственности

16.06.2020

16 июня в 12:00 состоится первый онлайн-выпуск серии Creative Global Talks на тему «Пекинский договор: от Рима до Пекина», в котором примут участие ведущие эксперты по интеллектуальной собственности и цифровой экономике – представители государственных органов власти, профессиональных сообществ продюсеров и актеров, специалисты сферы авторского права.

Дискуссия будет посвящена Пекинскому договору по аудиовизуальным исполнениям (Beijing Treaty on Audiovisual Performances), вступившему в силу 28 апреля 2020 года. Эксперты обсудят, что означает вступление документа в силу, а также как государство, бизнес и творческий сектор реагируют на это событие. Конференция пройдет на платформе Zoom. Участникам и гостям мероприятия необходимо сначала заполнить форму регистрации, после чего пройти по ссылке (не раньше чем за час до начала мероприятия). Всем зарегистрированным участникам трансляция мероприятия также будет доступна на YouTube.

Организатор мероприятия – Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП). Модератором дискуссии станет заместитель генерального секретаря ЕАКОП, член Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Ирина Яковлева.

Пекинский договор является историческим договором для Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), поскольку на международном уровне он впервые распространяется на защиту экономических и моральных прав актеров и исполнителей в аудиовизуальных произведениях, включая фильмы, видео и телевизионные программы, заявил заместитель директора отдела управления авторскими правами Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) Димитер Ганчев.

Генеральный секретарь ЕАКОП, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский подчеркнул, что применение Пекинского договора по аудиовизуальным исполнениям позволит поддержать представителей российских креативных индустрий во время пандемии COVID-19: «Коронакризис в очередной раз показал, что система охраны интеллектуальных прав нуждается в модернизации. В противном случае она не будет соответствовать современным реалиям цифрового мира. Уверен, что вступление Пекинского договора в силу вызовет экономический подъем креативной экономики и позволит цифровому пространству стать одним из основных каналов монетизации аудиовизуальных произведений».

Кричевский добавил, что первыми эффект от вступления в силу Пекинского договора ощутят представители кино- и театральной индустрий, поскольку их площадки лидируют по распространению аудиовизуального контента.

Академический директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики, доктор юридических наук, профессор Иван Близнец уверен, что вступление договора в силу позволит применять нормы международного права по интеллектуальной собственности в полном объеме: «Пекинский договор – это новый инструмент для охраны прав артистов при создании аудиовизуальных произведений. Он подразумевает единство правовой системы для всех участников договора, возможность судов в каждой из стран применять меры защиты в отношении всех создателей аудиовизуальных произведений. Соответственно, практика судов будет учитывать новые нормы договора и подстраиваться под них».

Директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики, к.ю.н, доцент Екатерина Чуковская рассказала о нюансах соблюдения и применения норм Пекинского договора: «Надо отдавать себе отчет, что подобные документы не вмешиваются в национальное регулирование, а накладывают на государство международные обязательства. Не думаю, что отношения на международном аудиовизуальном рынке корректным образом изменятся. Основные проблемы будут связаны с принципами сбора и порядком распределения вознаграждения, но в этой сфере есть устоявшиеся модели и практики, адаптировать которые не составит труда».

В рамках онлайн-конференции также выступят заместитель директора отдела управления авторскими правами Всемирной Организации интеллектуальной собственности (WIPO) Димитер Ганчев, заместитель председателя Государственной службы интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики Самат Байзаков, заместитель директора нормативно-правового департамента Министерства культуры Российской Федерации Алексей Кубышкин, заместитель председателя Комиссии по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации Денис Кирис, юридический советник Ассоциации продюсеров кино и телевидения, генеральный директор компании «ФТМ Энтертейнмент» Сергей Семенов, начальник управления авторского и смежных прав Государственной службы интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики Ырыс Турсуналиева, а также российский актер драматического театра и кино, музыкант Максим Линников.

Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям, подписанный 74 странами и ратифицированный 33 участниками, является многосторонним соглашением, регулирующим смежные права на аудиовизуальные произведения. Документ защищает интеллектуальную собственность исполнителей в части аудиовизуальных исполнений и затрагивает права на воспроизведение, распространение, прокат, эфирное вещание и доведение для всеобщего сведения. Административные функции договора выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Соглашение расширяет экономические права исполнителей аудиовизуальных произведений, предоставляет им возможность получать доходы от распространения творческих продуктов на международном уровне.